?

Log in

Оригинал взят в mgu_hram_troicy

22 декабря, в четверг, в 18.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах,
в рамках сотрудничества с православными преподавателями МГУ, состоится выступление МАТАСОВОЙ Татьяны Александровны - кандидата исторических наук, доцента исторического факультета МГУ, автора книги "Софья Палеолог" в ЖЗЛ,
по теме: "СОФЬЯ ПАЛЕОЛОГ: СТЕРЕОТИПЫ И РЕАЛЬНОСТЬ".

Приглашаем всех желающих. Вход свободный.
Адрес: Воробьевы горы, ул.Косыгина, д.30



Оригинал взят в сообществе mgu_hram_troicy

8 декабря, в четверг, в 18.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках цикла «Православие и современное естествознание», состоится выступление ХУНДЖУА Андрея Георгиевича, доктора физико-математических наук, профессора кафедры физики твердого тела физического факультета МГУ, соавтора книги «Основы современного естествознания: Православный взгляд», по теме: "ОТ КЛАССИЧЕСКОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ К ЭВОЛЮЦИОННЫМ МОДЕЛЯМ» - о ненаучности методологии эволюционизма.

Приглашаем студентов МГУ и всех желающих. Вход свободный.
Адрес: Воробьевы горы, ул.Косыгина, д.30


30 ноября, в среду, в 18.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках сотрудничества с МГУ,
состоится выступление Александра Борисовича КРИНИЦЫНА,
кандидата филологических наук, доцента кафедры истории русской литературы филологического факультета МГУ, исследователя творчества Ф.М.Достоевского,
по теме: "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ: К 150-ЛЕТИЮ РОМАНА".

Приглашаем студентов МГУ и всех желающих. Вход свободный.


Приглашаем всех на интереснейшую лекцию православного сотрудника физического факультета МГУ о ФИЗИКЕ МИКРОМИРА, так и не поддающегося окончательному научному познанию))!



17 НОЯБРЯ, в ЧЕТВЕРГ, в 18.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах в рамках цикла «Православие и современное естествознание» состоится выступление кандидата физико-математических наук, доцента физического факультета МГУ ПАРФЕНОВА Константина Владимировича на тему: «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДЕЛ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКИ МИКРОМИРА)".
С предыдущей лекцией К.В.Парфенова о пространстве и времени в современной физике и их соотношении с православным мировоззрением можно ознакомиться в репортаже: http://hram-troicy.prihod.ru/khram___mgu/view/id/1197492
Приглашаем всех желающих! Вход – свободный!
Адрес храма: м.Ленинский проспект, Воробьевы горы, Университет, ул.Косыгина, д.30.

Оригинал взят у elena_maler в О вере, науке и границах познания
Удивительное совпадение)). На этой неделе пройдет сразу несколько мероприятий, посвященных интереснейшей теме соотношения веры и науки и границ научного познания - не пропустите)).

- 15 ноября, во вторник, в 14.00, в ОЦАД - Общецерковной аспирантуре и докторантуре (ул. Пятницкая, д. 4/2, стр.1) состоится презентация новой книги доктора философских наук, доктора богословия, заведующего кафедрой философии ОЦАД профессора Владимира Николаевича Катасонова «О ГРАНИЦАХ НАУКИ» (http://www.doctorantura.ru/ru/anonsy/2300-v-otsad-projdet-prezentatsiya-knigi-v-n-katasonova-o-granitsakh-nauki)

- 16 ноября, в среду, в 18-30 в ПСТГУ (дом священника храма Воскресения Христова в Кадашах) состоится очередное заседание семинара "Наука и вера", на котором выступит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Палеонтологического института РАН Александр Валерьевич Храмов на тему "ТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ: ИСТОРИЯ ИДЕИ" (http://pstgu.ru/news/coming/2016/11/16/68884/)

- 17 ноября, в четверг, в 18.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах в рамках цикла «Православие и современное естествознание» состоится выступление кандидата физико-математических наук, доцента физического факультета МГУ ПАРФЕНОВА Константина Владимировича на тему «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ПРЕДЕЛ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКИ МИКРОМИРА)" (http://hram-troicy.prihod.ru/khram___mgu)



Четверг, 3-е ноября

Posted by prostogordon on 2016.11.01 at 17:03

https://vk.com/event129802663
https://www.facebook.com/events/562338640620659/
Не оффтоп!

Выступление известного гоголеведа, доктора филологических наук, профессора МГУ В.А.Воропаева по теме "Гоголь как православный христианин" в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах.

26 октября в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках сотрудничества с православными учеными МГУ, состоялось выступление Воропаева Владимира Алексеевича - известного гоголеведа, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, на тему «Гоголь как православный христианин».


В.А.Воропаев обратил внимание на то, что до сих пор в нашем гоголеведении доминирует «советская» интерпретация жизни и творчества Гоголя, настаивающая на том, что основную часть своей жизни писатель был нерелигиозным человеком, социальным писателем-сатириком, а ближе к концу жизни «ударился в религию» и «отрекся» от своего творчества. Во всех своих исследованиях о Гоголе, Владимир Алексеевич показывает ровно обратное: Николай Васильевич всю свою жизнь, с самого детства, был верующим христианином и церковным человеком, и именно поэтому все его произведения пронизаны, прежде всего, христианскими смыслами.

О глубокой вере и воцерковленности Гоголя говорит, прежде всего, сама его жизнь. В.А.Воропаев напомнил, что главной чертой жизни Гоголя был аскетизм, причем как в материальном смысле - он не имел собственного дома и имущества, не имел никаких накоплений; так и в духовном – он учился управлять своими страстями, был очень целомудренным, соблюдал все церковные посты во всей их строгости – то есть, сознательно ограничивал себя в самых естественных для светского человека вещах. Гоголь один из немногих русских писателей совершил паломничество на Святую Землю – очень трудное в то время путешествие, и считал минуту, проведенную у Гроба Господня во время причастия, важнейшей в своей жизни. Отдельное внимание Владимир Алексеевич обратил на тексты, входившие в ежедневный круг чтения Гоголя: это глава из Евангелия, глава из Ветхого Завета, житие святого дня и полный текст малого повечерия. Так что у нас, по его словам, нет ни одного писателя, который был бы столь же начитан в Священном Писании и в духовной литературе, как Гоголь. Наконец, перед своей смертью Николай Васильевич дважды исповедался, соборовался и причастился – то есть умер, по словам лектора, кончиной праведника.

По словам Владимира Алексеевича, и жизнь Гоголя, и ум Гоголя были буквально пронизано Священным Писанием, и не понимая этого просто невозможно изучать его произведения. На протяжении всего его творческого пути из под пера Гоголя, наряду с художественными произведениями, выходили и чисто религиозные: это и одно из самых первых его произведений эссе «Жизнь» («Бедному сыну пустыни снился сон»), посвященное Рождеству Христову; и одно из последних его произведений «Размышления о Божественной литургии»; и, как отметил лектор, одно из самых популярных его произведений – молитва Богородице или «гоголевская молитва» («К Тебе, о Матерь Пресвятая, Дерзаю вознести мой глас»), переведенная на множество языков и разлетевшаяся по всему миру.

Гоголь оставил после себя целый ряд духовно-нравственных произведений о правилах повседневной жизни христианина, предназначенных для его светских друзей и знакомых – произведений наставнического и просветительского характера. Например, «Правила жития в мире», или «О тех духовных расположениях и недостатках наших…», или «Выбранные места из переписки с друзьями», или уже упомянутые «Размышления о Божественной Литургии», цель написания которых прямо была обозначена самим Гоголем как «показать, в какой полноте и внутренней глубокой связи совершается наша литургия, юношам и людям, еще начинающим, еще мало ознакомленным с ее значением». Наконец, как было особо отмечено в выступлении, читая Библию, святоотеческую и богослужебную литературу, Гоголь оставлял собственные пометы и делал выписки самых важных для него фрагментов и изречений в отдельных тетрадях, которые брал с собой во все свои путешествия - и этот бесценный материал как ничто другое показывает истинный ход мыслей писателя.

Подобный образ жизни и образ мыслей Гоголя не мог не отразиться на каждом его художественном произведении, христианским смыслам которых была посвящена значительная часть выступления В.А.Воропаева.

Так, известнейшую комедию Гоголя «Ревизор» нужно понимать через призму главной фразы написанной самим же Гоголем «Развязки к Ревизору»: «Страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба». Именно этот смысл должны выносить зрители и читатели после финальной «немой сцены», которая должна была по задумке Гоголя длиться на протяжении нескольких минут и символизировать посмертное предстояние перед Богом, когда все дела будут явлены и ничто нельзя будет скрыть или изменить. Другое известнейшее произведение писателя - «Тарас Бульба» - стоит, прежде всего, воспринимать как описание духовной брани и религиозной войны, эпосе о подвиге тех, кто вышел на защиту веры, и падении тех, кто предал ее, причем с явными реминисценциями из книг Ветхого Завета. Наконец, духовный смысл главного произведения Гоголя «Мертвые души» становится понятным исходя из собственного комментария писателя: «Будьте не мёртвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом». «Мертвые души» по Гоголю – это люди, живущие без Бога. И его замысел заключался в демонстрации духовного падения и дальнейшего духовного возрождения главного героя Павла Ивановича Чичикова, которому было выбрано и соответствующее имя «Павел» - имя апостола Павла, до своего духовного возрождения бывшего гонителем Христа «Савлом».

Конечно, и в выступлении Владимира Алексеевича, и в последующей дискуссии поднималась тема о втором томе «Мертвых душ» и его сожжении. С точки зрения исследователя, о сожжении второго тома говорить не корректно, поскольку он не был написан: были написаны и уничтожены лишь несколько глав, о чем сохранилось достаточно воспоминаний и у писателя, и у его современников. Поскольку содержание второго тома заключалось в христианском преображении главного героя, Гоголь считал необходимым показывать то, что у него получалось, своему духовнику отцу Матфею Константиновскому. И так как тот, после просмотра первых написанных им глав, не рекомендовал писателю их публиковать – Гоголь сжег написанное, так объяснив это в своем письме: «публикация его в том виде, в котором он был, произвело бы скорее вред, нежели пользу».

Но, как в своем выступлении Владимир Алексеевич несколько раз подчеркивал, нет никаких оснований говорить о том, что Гоголь в конце своего пути отрекся от своего творчества и от литературы, как рода деятельности. По его словам, Николай Васильевич, напротив, считал себя не в праве отрекаться от данного им Богом таланта и наделил свою литературную деятельность особой миссией: показывать бездуховность современного общества и напоминать ему о духовных христианских смыслах жизни.

В завершении встречи прозвучало обсуждение экранизаций произведений Гоголя – как старых, так и современных, практически каждая из которых, с точки зрения Владимира Алексеевича, страдают тем, что совершенно не видят и не пытаются показать духовные смыслы произведений Н.В.Гоголя.  Которые всем нам еще только предстоит для себя открывать и открывать.

Елена Малер


Репортаж на сайте храма Троицы на Воробьевых горах


Оригинал взят в mgu_hram_troicy

26 октября, в среду, в 17.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках сотрудничества с православными учеными МГУ, состоится выступление ВОРОПАЕВА ВЛАДИМИРА АЛЕКСЕЕВИЧА – известного гоголеведа, доктора филологических наук, профессора филологического факультета МГУ, председателя Гоголевской комиссии при Научном совете « История мировой культуры» РАН, на тему: «ГОГОЛЬ КАК ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН».

Приглашаем всех желающих! Вход - свободный!
Адрес храма: ул.Косыгина, д.30.


20 октября 2016 года в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах, в рамках цикла лекций «Православие и современное естествознание», состоялось выступление кандидата физико-математических наук, доцента физического факультета МГУ  К.В. Парфенова на тему: «Представления о пространстве и времени от свт. Василия Великого до современной физики». Выступление Константина Владимировича было посвящено тому, как развивались представления о пространстве и времени, к какому виду они пришли сейчас в современной физике и как это может соотноситься с православным мировоззрением.



В начале своего выступления, говоря о соотношении науки и веры, Константин Владимирович  процитировал слова св. Иоанна Кронштадтского, идеально расставляющие акценты в этом вопросе: Христос – начальник всякой истины; всякий, занимающийся наукой из любви к истине – имеет свидетельство в сердце своем, что дело его угодно Богу. 

Рассказывая об эволюции представлений о пространстве и времени от Эвклида, главного геометра античности, до Эйнштейна, автора теории относительности, К.В. Парфенов отметил, что причиной смены предыдущей научной парадигмы  было осознание, что эвклидова геометрия – идеалистичная конструкция, в которую наблюдаемая реальность не вписывается и на смену которой должны была прийти «физика реального мира».  Это касалось и понятий пространства и времени, которые в эвклидовой геометрии воспринимались как отделенные от мира "пустые вместилища», не наполненные телами и событиями, что в реальности  - просто невозможно. На основе же общей теории относительности появилась и совершенно новые представлениями о свойствах пространства и времени. Во-первых, что пространство и время не существуют вне конкретной системы и каждой отдельной системе соответствует свое пространство и время. Во-вторых, что пространство и время – не независимые друг от друга, а тесно взаимосвязанные явления  и определенное течение времени характерно именно для определенного пространства. В результате, на смену представления о трехмерном пространстве и отдельно существующем от него времени пришло представление о единой четырехмерной сущности, называемой "пространством-временем". Более того, появилось представление о том, что координата времени, в отношении которой наша трехмерная логика и возможности ограничены, для того, кто существует в более сложной системе координат и смотрит на нашу снаружи, выглядит так же, как наши пространственные координаты: все ее точки – то есть, все моменты времени - доступны его обозрению единовременно.  Что явно перекликается с христианскими представлениями о том, что Бог видит все прошлые, настоящие и будущие события единовременно.

Как отметил Константин Владимирович, за 2000 лет существования эвклидовой геометрии, в науке возникал постоянный стихийный бунт против ряда ее постулатов, но ничего иного вплоть до XIX века наука предложить не смогла. Но неожиданно для себя он обнаружил, что так долго вызревавший ход мыслей встречался гораздо раньше - у христианских богословов первых веков христианства.  Сначала, на втором курсе университета, он открыл для себя "Исповедь" святого блаженного Августина, в которой он пишет, что те, пространство и время, которые мы исследуем, не существовали до нашего мира, а были созданы вместе с ним; а пространство и время, в которых живет Создатель – совсем другие и нашему исследованию недоступны. А чуть позже, Константин Владимирович открыл для себя «Беседы на Шестоднев» святителя Василия Великого, где также четко была прописана сходная мысль о том, что  пространство и время - это часть творения, созданные вместе с этим миром и определяющиеся его материальными свойствами; а существующие пространство и время вне этого мира - совершенно иные. Также, он обратил внимание на такую школу средневековой европейской мысли, как схоластика: с точки зрения схоластов,  познать природу мира пользуясь экспериментом – невозможно, поскольку эксперимент всегда содержит ошибку; а чтобы познать истину, надо исходить из источника, который никогда не ошибается - из Святого Писания.

По словам Константина Владимировича, эти идеи христианских богословов поразили его своим созвучием основным идеям современной физики, которая считает, что у каждой системы есть свои доминирующие ритмы – свое время, и свои доминирующие эталонные размеры – свое пространство; которая считает, что наши пространство и время – полностью производны от материи нашего мира и свойственны только ему: так в общей теории относительности, по уравнению Гильберта-Эйнштейна, геометрические свойства пространства выражаются именно через распределение материи в нем.

Выступление Константина Владимировича  вызвало очень большой интерес и продолжилось длительной дискуссией. 

Говоря об отношении к гипотезе эволюции видов и человека, В.К. Парфенов сказал, что эволюция "вообще", как любое изменение, конечно есть: мир непрерывно изменяется. Но мог ли возникнуть человек естественным образом на планете, на которой кроме органики ничего не было - просто потому, что что-то нагрелась, вскипело и так далее – на этот вопрос наука ответ не нашла: никому ни разу не удалось предъявить расчет, который показал бы, что это возможно.

Отвечая на вопрос о том, как быть с явными противоречиями между содержанием библии и данными науки, он подчеркнул, что нужно изначально понимать, что Библия – не есть научный трактат или лабораторный журнал, которая должна давать знания на естественнонаучные вопросы. Библия – это книга, призванная показать нам путь спасения. Задача же науки - исследование исключительно материального мира, открытие и построение цепочки относительных истин. Абсолютная же истина – не ее удил, а удел Откровения.

Наконец, говоря о том, что приводит к мысли о существовании Бога, занимаясь наукой, Константин Владимирович сказал, что сама по себе наука не способна доказать не бытие Бога, ни его отсутствие; она лишь подталкивает человека к тому или иному выбору, который зависит от того, что у человека творится в душе.  Да, наше мышление – инструмент чрезвычайно мощный и может додуматься до вещей совершенно невообразимых; но при этом возникает четкая мысль, что мощь создателя мира превосходит возможности человеческого мышления необычайно. Когда ты изучаешь мир и видишь, насколько одновременно гармонично, разумно и сложно он устроен, видишь, что каждая его деталь подобрана к другой с невообразимой точностью, - невозможно не прийти к мысли, что вне абсолютного разумного начала такой мир был бы невозможен.

В завершении своего выступления, Константин Владимирович напомнил прекрасную цитату М.В. Ломоносова как раз на обсуждаемую тему: «Господь по великой благости своей оставил людям в назидание две книги: первая – наш окружающий мир и мы обязаны изучать его, дабы познать величие создателя. Вторая – это Библия и мы обязаны изучать ее, дабы познать пути спасения своей души».

Текст подготовила Елена Малер.

Ссылка на полный текст + фото: http://hram-troicy.prihod.ru/khram___mgu/view/id/1197492



Оригинал взят в Лекторий, 20 октября: о времени и пространстве, от Василия Великиго до софременной физики



Всем, кому интересна тема "Православие и современное естествознание", приглашаем на цикл ежемесячных лекций, организованный Лекторием храма Троицы на Воробьевых горах в рамках сотрудничества с православными учеными и преподавателями МГУ!

20 ОКТЯБРЯ, в ЧЕТВЕРГ, в 18.00 в Лектории храма Троицы на Воробьевых горах
в рамках цикла «Православие и современное естествознание» состоится выступление
кандидата физико-математических наук, доцента физического факультета МГУ
ПАРФЕНОВА Константина Владимировича на тему:
«О ТОМ, ГДЕ И КОГДА»: представления о пространстве и времени
от святителя Василия Великого до современной физики.


Приглашаем всех желающих! Вход – свободный!



Предыдущие 10  Следующие 10